?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Жизненный цикл большого социума.
mkizub

Теперь, вооружившись знаниями о сильных и слабых сторонах сообщества, мы можем смоделировать некий обобщённый жизненный сценарий для достаточно большого социума, например, государства (но эта модель так же в целом справедлива и для какого-нибудь религиозного ордена и т.д. и т.п.).

Жизненный путь государства начинается в момент социального хаоса, старый общественный строй распался и никакого централизованного управления страной нет. Всяк выживает как может, а как мы знаем, человек существо социальное, общественное, и имеет генетически заложенную возможность и желание договариваться и самоорганизоваться в группы. И таковые группы почти мгновенно появляются, чаще всего являясь просто преступными бандами, но ради разнообразия есть и такие, которые провозглашают и следуют неким идеологиям (вроде построения "общества всеобщего равенства и братства" или "борьбы за чистоту расы" и т.п.). Очень быстро эти банды подчиняют себе неорганизовавшихся членов социума, и начинают вести конкурентную борьбу между собой. В этой борьбе между коллективами побеждает, как правило, самые крупные и имеющие самых пассионарных членов (то есть готовый пожертвовать собой ради блага общества).

Анархия и хаос отступают, поскольку появляются очаги централизованного управления, поддерживаемые бандами, заинтересованными в порядке и стабильности на подконтрольной территории. Но между собой эти банды-партии ведут беспощадную войну на выживание до тех пор, пока не останется одна, самая сильная, самая хитрая, самая беспощадная группа, сумевшая увлечь и выжать досуха население ради победы. Ну или территория будет поделена между двумя-тремя победителями, самыми хитрыми и беспощадными. Залогом победы является не только и не столько хитрость и жестокость (хотя они необходимы), но и умение выстроить чёткое руководство и мотивация населения и т.д.

После того, как давление внешних врагов снижается (они все побеждены или с ними договорились), борьба продолжается внутри элиты. Каждая очень большая группа состоит из более мелких коллективов, а коллектив состоит из своих членов организованных в различные фракции и т.п. Например, победившие в гражданской войне "большевики" на самом деле были достаточно широкой коалицией, включавшей и "меньшевиков", и "эсеров", и "анархистов", и все они внутри себя имели фракции поменьше. И пока эти фракции победителей занимаются взаимной борьбой и чистками, население страны имеет время отстроить мирную жизнь.

Следующая стадия жизни общества начинается в то время, когда вся внутренняя борьба элит завершена, и внешние обстоятельства не представляют угрозы для жизни страны. Исторические примеры из новейшей истории – приход ко всей полноте власти Наполеона, Сталина, Гитлера. Государство имеет чёткую иерархию власти, оформленную идеологию. Принимаются (и исполняются!) планы развития в масштабах всего государства, разрушенная экономика растёт ошеломляющими темпами. Это не значит, что простой народ катается как сыр в масле; как правило люди работают на пределе своих сил, живут впроголодь и в нищете, но зато они видят как в результате их труда жизнь с каждым днём становится всё лучше и лучше.

Всё улучшение жизни происходит в результате получения гигантской добавочной прибыли, произведённой за счёт синергетического эффекта, кооперации в игре с ненулевой суммой. Конечно, стремительный рост имеет ещё и ту причину, что начинается он практически от нуля, и первыми поднимаются самые прибыльные производства и отрасли экономики (снимаются сливки возможностей роста); а ведь даже небольшой натуральный рост по сравнению с почти нулём – это в процентах очень и очень много. Но ведь и само наличие прибыльных производств – следствие высокого уровня кооперации и разделения труда в обществе.

Однако, став сверхбольшим, социум, коллектив, утрачивает возможность к сопротивлению суб-пассионарному поведению своих членов, следующих тому выбору в игре с ненулевым результатом, когда игрок выбирает свой выигрыш в краткосрочной перспективе ценой гибели общества в долгосрочной перспективе. (В данном тексте термин «пассионарность» используется как способность пожертвовать своими интересами ради общественных, а «суб-пассионарность» как противоположность, предпочтение своих интересов интересам общества; разумеется, естественный отбор способствует оптимизации генотипа людей для сбалансированного выбора между своими личными интересами и интересами коллектива).

Суб-пассионарному поведению и деградации своих элит общество сопротивляться совершенно не способно, поскольку этот процесс начинается столь медленно и незаметно, что выявить его невозможно, а когда он становится заметной проблемой – бороться с ним уже некому.

Представьте себе, что вы начальник некоего министерства, и будучи всей душой преданным делу построения справедливого общества, составляете план действий на следующую пятилетку. Вы вызываете специалистов и спрашиваете у них – как лучше и эффективней организовать работу? Один из специалистов говорит – расширить штат министерства, улучшить управление, работать в таких-то и таких направлениях. Другой говорит – ваше министерство вообще не нужно и вредно, его надо расформировать, и сформировать совнархоз. Конечно, нормальный министр и на порог не пустил бы второго специалиста с такими предложениями, но будучи всецело преданным делу построения справедливого общества вы способны пожертвовать своим положением ради общего блага, и пытаетесь выяснить – так ли это, может действительно расформировать министерство? Но попытка вникнуть в полемику специалистов вызовет только полное непонимание и ощущение бессилия. Как определить правоту учёных и специалистов ратующих за управление экономикой через министерства или совнархозы, за либеральные методы или централизованное управление, выступающих за наличие неизвестных генов или отстаивающих правильность мичуринской агробиологии?

Руководитель может слушать споры учёных сколько угодно, но он не найдёт в них решения и ответа на свой вопрос. То есть ответы будут, но совершенно противоположные, и не будет никаких надежд на выяснение какой же из ответов правильный, а какой ошибочный. В конце концов он вынужден будет выбрать один из вариантов, и даже бросив монетку угадал бы лишь в половине случаев, а в другой половине будет выбрано ошибочное направление. Кроме того, мы знаем, что когда игрок принимает решение, будучи членом коллектива, и это решение не ведёт к ущербу для коллектива, то правильным будет выбор ведущий к выигрышу этого игрока. И так выглядит первый, совсем незаметный шаг в сторону доминирования суб-пассионариев в элите страны.

Давайте рассмотрим другой пример, с неким руководителем района. На него возложена обязанность обеспечить жизнь людей, производство, прибыль народному хозяйству и т.п. Он выслушивает специалистов, и один из них предлагает замечательный план. А давайте, - говорит специалист, - начнём забой скота в коровниках; слишком много у нас скота, на него идёт много кормов, а люди недоедают. Идея хорошая, соглашается руководитель района, и даёт команду на массовый забой коров. И действительно, не соврал специалист – мяса стало много, оно стало дешевле и доступней населению, экономические показатели улучшились, район по всем показателям стал стремительно выбиваться в передовики.

Через несколько лет столь успешного хозяйствования руководителя берут с повышением на соответствующую должность в область. Конечно, он прихватит с собой в областную команду и того замечательного специалиста, предложившего массовый забой скота. И не вина этого руководителя, что после его ухода дела в районе пойдут наперекосяк. Закончатся коровы, а с ними и мясо и молоко, продукты станут дороже, а жизненный уровень населения упадёт, а то и вообще голодать начнут люди. Старый руководитель будет только сокрушаться, ведь он передал дела в идеальном порядке, район был в передовиках, ах как быстро его угробил преемник. На фона этого преемника, развалившего некогда лучший район области, старый руководитель будет смотреться особенно выгодно. И возможно пойдёт на ещё более высокие руководящие должности. А с ним и специалист-советник, фактически предложивший уничтожить животноводство района, и который предложит ту же практику в отношении животноводства области.

Такими, вначале незаметными, но всё более и более ускоряющимися шагами страна начнёт пусть к своей гибели. Суб-пассионарии будут всё больше оккупировать руководящие посты и пробиваться в элиту общества. А ведь мы видели, что есть один единственный способ, которым естественный отбор борется с некооперативным поведением членов стаи - это смерть стаи как таковой. Поскольку государство у нас большое и очень эффективное, нанесение ему ущерба в некоторых местах не приведёт его сразу к гибели. А суб-пассионарии всё продолжают вытеснять первоначальное пассионарное руководство страны, ведь в каждой мини-игре с ненулевым результатом суб-пассионарии выигрывают, а пассионарии им проигрывают. И чем больше глупости и предательства проникает в элиту страны, тем больше глупости и предательства оно тащит вслед за собой (своих преемников и заместителей) – как тот руководитель района тянет за собой "специалиста" по массовому забою скота, а заодно и забою животноводства в целом.

Буквально через одно-два поколения команду себе ужа набирают по принципу личной преданности, расцветает мздоимство и лизоблюдство. Ещё одна смена поколения руководителей, и коррупция возводится в ранг системы, честные руководители целенаправленно выживаются, ложь становится даже не нормой, а обязанностью.

Этот период выглядит как период застоя, хотя процесс деградации элиты на всех уровнях идёт сверхбыстрыми темпами. Но вначале деградация маскируется за счёт заложенных первыми руководителями темпов роста и планового развития экономки; затем за счёт проедания накопленного запаса прочности; и в конце концов за счёт прямой подтасовки статистических данных, когда жизнь населения становится реально хуже, а на бумаге экономика имеет пусть небольшой, но рост.

Таким образом, на протяжении жизни нескольких поколений государственная власть деградирует и наконец подходит к своему последнему этапу жизни. Или лучше сказать – к своей смерти. Ибо деградация элиты и управления обществом заходит настолько далеко, а резервы истощены до такой степени, что даже без внешнего толчка такая страна со временем обречена рухнуть, просто под тяжестью накопившихся и добавляющихся проблем.

Процесс разрушения государства для меня наглядней всего демонстрирует Великая Французская Революция, хотя и прочие примеры революций и распада стран выглядят достаточно красноречиво. Поскольку управление большого государство выстроено иерархично, и элиты имеют несколько уровней иерархии, то и социальный лифт по которому суб-пассионарии движутся к власти имеет несколько уровней. И на каждом более низком уровне социального лифта нам встречаются всё большие суб-пассионарии. И когда прогнившее руководство страны отстраняется (в результате революции, проигранной войны, дворцового переворота и т.п.), на смену ему приходит следующее поколение, из более низкого слоя социального лифта – а значит ещё более деградировавшее, тупое, лживое, поколение управленцев. Страна рушится в пропасть, может, её ещё можно было бы спасти решительными и целенаправленными действиями, но как правило к власти приходят те, кто ещё более разрушителен для страны, чем только что свергнутое руководство. И новые, наконец дорвавшиеся до власти суб-пассионарии, разворачиваются во всю мощь своего невежества и жадности. И страна рушится в пропасть всё ускоряющимися темпами, уже без всякой надежды на выживание. Во время Великой Французской Революции "элиты" последовательно свергали друг друга: абсолютную монархию Людовика XVI сменило Национально Собрание и за ним Учредительное Собрание провозгласившее конституционную монархию, их сменил Национальный Конвент (жиронда), тех скинули якобинцы, коммуна, потом последовал Термидорианский переворот и Директория и так далее.

И лишь когда пришла элита сформировавшаяся за счёт прямого отбора, за счёт смерти и выживания группы – ситуация стабилизировалась. Наполеон был именно боевым генералом, самым успешным из французских генералов. Аналогичным образом и в России, была февральская революция (или переворот, кому как нравится), потом октябрьская революция (или переворот, кому как нравится), потом всеобщая гражданская война с десятками фракций и неисчислимыми бандами, в горниле которой и выиграла естественный отбор фракция большевиков.

Ну а дальше вы уже знаете, с этого момента и начиналась данная глава. Старая страна и её руководство, её элита – умерли, и на этом месте родится новая страна. Возможно, родится несколько стран или большая часть территории так и не получит эффективного руководства и останется в состоянии мелких наделов и войны всех со всеми. Возможно территорию страны разделят соседи или, войдя в революционный раж, новое руководство страны само отберёт территории у соседей – которые к этому времени, скорее всего, живут в состоянии "застоя", и их деградирующая элита не может оказать достойного сопротивления новому соседу, руководство которого прошло горнило самого настоящего естественного отбора и наполнено удачливыми пассионариями.

Так страны и живут, от взлёта до падения. На всю историю им отмерено всего несколько поколений. Конкретный срок зависит от устройства социальных лифтов, внешних и внутренних событий страны, возможности безболезненной деградации элиты, или наличия у элиты ритуалов, привнесённых руководителями, прошедшими реальный отбор. Например, непрерывные колониальные войны Англии и Франции постоянно пополняли их элиту свежей кровью, людьми выбившимися в руководство не за счёт своей суб-пассионарности. Но всё равно, известные тысячелетние империи, при более близком рассмотрении, являют собой просто череду достаточно слабо связанных государств, поочерёдно возникающих на той же самой территории. Так, Киевская Русь имеет мало общего по своему укладу, образу жизни и руководству с пришедшей ей на смену Романовской Россией, а та в свою очередь почти не связана с Россией КПСС. Или Римская империя, возникшая в виде Римской Республики, сменившаяся Римской империей, на очередном цикле возрождения потерявшей Рим, но воплотившаяся в Византии (так себя и называвших Римской империей, ромеями), и сама Византия так же пережила несколько смен династий, включавших упадок и восстановление страны почти с нуля.

Сценарии и внешний вид событий могут быть самыми разными. В Германии после I-й мировой войны вроде и не было революции, зато её с успехом заменило поражение в войне, а процесс смены элиты имел форму Веймарской Республики, и победившие в естественном отборе Гитлер был, скорее, ставленником внешней и внутренней элиты, чем выдвиженцем гражданской или освободительной войны, вроде Наполеона. И хотя гражданской войны Германия избежала (что сильно сократило время восстановления её экономики), но чистки в элите страны были достаточно жесткими. Можно вспомнить и уничтоженных немецких коммунистов и борьбу Гитлера со своими соратниками, вроде Эрнста Рёма, боевиков которого он хотел использовать для прихода к власти, а после вынужден был устраивать среди их руководства ночь длинных ножей.

Опять же, после победы, новая власть может остановиться в своей борьбе (как сумел сделать Сталин), или продолжить её до полного самоуничтожения, как предлагали адепты мировой революции Троцкого, и как сложилось у Наполеона или Гитлера. Конкретная история может быть очень разной, но главное, чего нельзя избежать при образовании новой страны – это чистка элит, и чем основательнее, тем большего может достичь страна, избавившаяся от большинства суб-пассионариев в своём руководстве.


  • 1
Тезис понятен, "хороших пассионариев надо двигать во власть, а плохих субпассионариев - убирать", тогда все заживём, как у Христа за пазухой. Остаётся решить два маленьких номенклатурных вопросика:
1. Какой конкретно методикой и с каким временным интервалом мы будем измерять текущий пассионарный уровень элит ?
2. Каким законным образом предлагается производить чистку упомянутых элит от субпассионариев ?

Я предлагаю сразу начать с френологии и допросов с пристрастием, чего уж там.


ПС: Сдаётся мне, Гумилёв другое имел ввиду, но он хотя бы в вопросе разбирался...

"Тезис понятен ..."

Как удобно - вы за меня придумали рецепт счастья, и сразу же рассказали, что я в вопросе не разбираюсь (в отличие от самого его).

Чтоб вам думалось и дальше так-же легко, я дополню картину небольшим соображением.
Возможность суб-пассионарности во многом определяется психологической независимостью человека от общества. Но это-же качество (психологическая независимость) присутствует у людей, которе являются биологическими лидерами, или у которых доминирует исследовательский рефлекс и т.д. То есть руководители, пионеры/первопроходцы и пр.
Ещё раз повторюсь - лидеры и пионеры - это _потенциальные_ суб-пассионарии.

Edited at 2015-01-23 05:17 pm (UTC)

Отличная статья! А многие коментаторы как обычно: коментируют не статью а вываливают содержимое своей черепной коробки!

>>лидеры и пионеры - это _потенциальные_ суб-пассионарии.<<
Вот чорт! Как то не хочется себя считать пассионарием, пускай даже потенциальным. :-)

Суд народа как фильтр для субпасионариев?

Добрый день!

Большое спасибо за интересную работу!
Прошло много времени после публикации Вами статьи, но я рискну оставить комментарий.

Возможно, существует путь фильтрации тех, кто идет во власть.

Фильтр может быть построен в форме "суда народа" над выбранными представителями законодательной, исполнительной и судебной властей. Идея "суда народа" предложена Ю. Мухиным - известным публицистом. Выбирая раз в N лет новый состав органов власти, старый идет под суд народа, организованный как референдум. Каждый обладающий правом голоса выбирает вердикт из списка: "достоин поощрения/без последствий/достоин наказания" исходя из своего мнения о работе данного человека.

Наказаное - буквальное, в виде лишения свободы на срок нахождения у власти. Отбытие наказания сопровождается следствием, которое выясняет мотивы и исследует иные действия осужденного. Если выплывает коррупция, работа на иное государство - это идет в довесок к уже имеющемуся сроку и в сумме вполне может потянуть на десятилетия за решеткой.

То есть субпасионарии на всех ступенях власти будут "срезаться" через механизм суда народа. На текущий момент отбывшему срок в обществе закрыты многие пути, и возврата во власть уже почти наверняка не будет.

"Суд народа" не страшен для пассионария, который и так готов жертвовать собой, но такой суд в принципе неприемлем для суб-пасионария, который преследует только собственную выгоду.

Одновременно решается задача как заставить власть служить интересам народа, которые неявно (а можно и явно) выражаются через вердикт во время суда.

  • 1